17 ноября 2023 года — 100-летие Службы участковых уполномоченных полиции

Уличная встреча. «Наш дядя Степа», 1983 г.

Прообразом современного участкового уполномоченного полиции являются: квартальные и околоточные надзиратели, полицейские урядники.

В эпоху Екатерины II — в апреле 1782 года — с опубликованием «Устава благочиния или Полицейского», г. Санкт-Петербург был разделен на 10 полицейских частей, разбитых на 42 квартала, и в штатном расписании появились чисто полицейские должности, одна из которых – квартальный надзиратель. Территория квартала включала от 50 до 100 домов, и надзиратель наблюдал за порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием или закрытием торговых заведений.

Тогда еще не было сыскной полиции, и квартальный вел розыск преступника, производил дознание. Чины полиции, достигшие карьерных высот, нередко начинали службу с должности квартального. Один из них – первый начальник сыскной полиции Иван Дмитриевич Путилин.  В 1850-х годах, в возрасте 24 лет он поступил на должность младшего квартального надзирателя, и закрепили за ним одно из самых злачных мест города – Толкучий рынок. Он сумел очистить свой квартал от уголовников, в городе заговорили о талантливом квартальном, и начался его служебный рост.

В 1866 году обер-полицмейстер, в будущем первый градоначальник Петербурга Ф.Ф. Трепов, упразднил должность квартального надзирателя. В результате полицейской реформы Петербург, вместо 53 кварталов, стал делиться на 38 участков, а те ‒ на околотки с населением 3-4 тысячи человек. Глава околотка – околоточный надзиратель. Ему подчинялись городовые постовой службы и дворники, наделенные рядом полицейских функций и которые, как гласит приказ по полиции, были «ближайшими охранителями спокойствия обывателей в их домах».

Согласно Инструкции, околоточным надзирателем мог быть назначен мужчина, достигший 25 лет, здорового телосложения, грамотный, который обязан несколько раз днём и ночью обходить свой участок, предупреждать убийства, грабежи, кражи. В каждом околотке было по два околоточных надзирателя: один занимался «наружным порядком», другой – надзором за населением. В 1878 году эти функции в сельской местности были возложены на урядника.

В 1867 году для подготовки низших чинов полиции было открыто учебное заведение – Полицейский резерв в доме № 6 по Гончарной улице.  Если городовые обучались две недели, то околоточные надзиратели – 1-2 месяца. По окончании сдавали экзамен и зачислялись на службу в столичную Санкт-Петербургскую полицию, принимая обязательство прослужить в ней не менее трех лет.

С приходом к власти большевиков, Народный комиссар внутренних дел РСФСР А.Н. Рыков подписал 28 октября (10 ноября) 1917 года Постановление «О рабочей милиции». Но до мая 1919 года орган правопорядка именовался Комитетом, затем Комендатурой революционной охраны, милиционер — дружинником революционной охраны, а те из них, кто обслуживал определенные участки территории, — квартальными надзирателями.

5 мая 1919 года, с преобразованием Комендатуры революционной охраны в Управление Петроградской РКМ, квартальные надзиратели стали именоваться участковыми надзирателями.

В масштабах страны институт участковых надзирателей начинает свою историю с 17 ноября 1923 года, когда Приказом народного комиссара внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачева № 103 была утверждена «Инструкция участковому надзирателю». Участковый вел несложные уголовные дела (мелкие чердачные и квартирные кражи, хулиганство). Осуществлял надзор за бывшими преступниками, о появлении таких лиц на участке его информировал дворник. Большую помощь участковому оказывали комиссии общественного порядка, созданные при каждом отделении милиции из рабочих, проживавших на территории отделения. В 1923 году по путевке комсомола на службу в милицию поступил Сергей Сергеевич Лукьяненко, который в 1924 году только «приобщился» к работе участкового надзирателя в 3-м отделении милиции на улице Желябова (ныне Большая Конюшенная). Его первым наставником был участковый надзиратель Александр Макаров. Вооружение участковых — револьвер и шашка, которых на всех не хватало, поэтому А. Макаров ходил с револьвером, а С.С. Лукьяненко — с шашкой.

С.С. Лукьяненко, 1924 год

из первых своих задержаний участковый Лукьяненко произвел на чердаке Апраксина рынка. Около семи утра, когда они с Макаровым делали обход Садовой улицы, им навстречу из магазина Апраксина двора выбежал перепуганный мужчина и сообщил о попытке неизвестных лиц с чердака пробить потолок в его магазин. Участковые бросились на чердак и увидели трех мужчин, взламывающих пол, и которые, увидев милицию, оставили орудия взлома и бросились наутек, но были задержаны. В 1927 году Сергей Лукьяненко стал участковым надзирателем 11-го отделения милиции. Его участок был расположен по левой стороне Московского шоссе (ныне Московский проспект) от завода «Электросила» до Средней Рогатки. Вблизи завода имелось слабое освещение, стояло несколько каменных трех – пятиэтажных домов, на остальной территории, заселенной преимущественно извозчиками, проживавшими в трехстах одно — двухэтажных деревянных домах, освещения не было совсем. На мощенном булыжником Московском шоссе в ненастную погоду стояла непролазная грязь, и участкового выручали высокие сапоги. Трамвай ходил только до «Электросилы», и если участковому надо было продолжить маршрут, то приходилось следовать пешим ходом, а если повезет, то на попутной машине. В то время машины – редкость. Одолевали собаки, их держали при каждом доме, как правило, без привязи. Поэтому участковый запасался палками, пряча их по кустам, чтобы в случае надобности отбиваться от собак. Целый рабочий день уходил на обход участка только по периметру. Улицы имели названия, дома — номера, но указателей нигде не было. С еще большими трудностями был сопряжен розыск отдельных граждан, так как большинство ломовых извозчиков имели по традиции клички, и по именам друг друга не знали. Много заботы участковому доставляли самогонщики, в его портфеле всегда было пять – шесть таких дел, и редкий день обходился без обнаружения нового места самогоноварения.

Арест самогонщиков, 1924 год

Когда С. Лукьяненко перевели участковым надзирателем в городской район, большим подспорьем в работе стали дворники. Они информировали о появлении подозрительных лиц в доме, помогали при задержании пьяных и буянящих граждан. Оформление на должность дворника проходило с обязательным участием органов милиции, проверяли на отсутствие судимости. Дворники жили в каждом доме, их квартиры были на первом этаже и, обязательно, чтобы из окон был виден весь двор. С улицы в дворницкую был проведен звонок, чтобы в случае необходимости, в любое время суток можно было вызвать дворника. Он в ночное время дежурил с постовым милиционером в, так называемом, центре милицейского поста. Табель таких дежурств вывешивался в дежурной комнате милиции.

Участковый уполномоченный милиции имел значительный авторитет. Летом надзирал за своевременным поливом тротуаров, зимою — за уборкой снега с проезжей части, убирать его полностью было нельзя, поскольку транспорт гужевой, а лошади возили в санях груз. Участковый следил, чтобы в ночное время ворота и парадные запирались на замок. После полуночи отворять их имел право только дворник для пропуска опоздавших жильцов данного дома. В канун майских и ноябрьских праздников участковый напоминал домоуправлению о покраске дверей и окон первых этажей. Требовал выставлять на улицу достаточное количество урн и следил за их чистотой. В 1935 году участковые осуществляли такой надзор за благоустройством и санитарией города, что надобность в весенних и осенних субботниках отпала. В ту эпоху дворник мог сделать замечание уронившему трамвайный билет, а милиционер оштрафовать за брошенный мимо урны окурок.

В 1930-е должность участкового надзирателя переименовали в участкового инспектора милиции, затем в участкового уполномоченного милиции.

В годы Великой Отечественной войны Ленинград почти 900 дней находился в кольце вражеской блокады, подвергался постоянным артобстрелам и бомбардировке с воздуха. Согласно Постановлению Совнаркома СССР, все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет были обязаны состоять в группах самозащиты (дежурить на крышах домов, тушить зажигательные бомбы). Группами самозащиты руководили участковые уполномоченные. На 10 июля 1941 года в Ленинграде было организовано 2375 групп самозащиты, которые насчитывали почти 70,5 тысяч человек.

Участковый уполномоченный 27 о/м Алексей Иванович Афанасьев.
Погиб при исполнении служебных обязанностей  во время артобстрела Ленинграда, 1942 год
Приказ Начальника УНКВД СССР по Ленинградской области № 344 от 13.10.1942 года о награждении участкового 27 о/м А. И. Афанасьева за раскрытие «хищений соцсобственности, краж и других серьезных преступлений»

1941 году возникли новые виды преступлений, как убийства с целью завладения продуктами питания и продовольственными карточками, подделка продовольственных карточек. В блокаду кража продовольственной карточки — тягчайшее преступление. Ее утрата, особенно в начале месяца — фактически смертный приговор владельцу. Многих людей милиция спасла от голодной смерти.

 Вот один из примеров доблестного поступка милиционера блокадной поры: 2 февраля 1942 года участковый уполномоченный 22-го отделения милиции сержант Александр Кириллович Харламов во время обхода территории своего участка услышал крики о помощи. У булочной неизвестный мужчина пытался отнять хлеб у ослабевшей от голода женщины. Увидев работника милиции, преступник выхватил пистолет и трижды выстрелил в него. Харламов сумел обезоружить и задержать грабителя, который оказался рецидивистом Смирновым.

Фото витрины 3 зала Экспозиции (постоянно действующей) Культурного центра ГУ МВД  России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, посвященной подвигу участкового уполномоченного 22 о/м А. К. Харламова

В блокаду в Ленинграде работали 475 участковых уполномоченных. Ими задержано более 4-х тысяч преступников, не считая дезертиров из армии и с предприятий оборонной промышленности.

За сто лет деятельности службы участковых уполномоченных полиции, а это несколько поколений сотрудников, их обязанности мало изменились. Они всегда работают «на земле», ближе всех к населению.

Почетная грамота участковому уполномоченному капитану милиции Тимофею Ивановичу Плисикову за активную помощь и содействие в работе Добровольной Народной дружины
На опорном пункте правопорядка: участковый инспектор лейтенант милиции Сергей Иванович Романов беседует с заявительницей, 1979 год

 Дебош и распитие спиртных напитков в общественных местах, семейные конфликты и дворовые драки ‒ вот то, что чаще всего разбирает участковый.

Участковый прибыл на вызов. Семейный конфликт, 1987 год

С 1994 по 2000 год более четырех тысяч сотрудников петербургской полиции обеспечивали порядок в Северо-Кавказском регионе. Личный состав нес потери, в скорбном списке — и участковые. Например, участковый 16-го отдела милиции Василеостровского района старший лейтенант милиции Денис Михайлович Шанин. Он погиб в июле 1997 года, не дожив несколько дней до своего 28-летия. Денис Шанин был задействован в охране административной границы Республик Дагестан и Чечни, нес службу на контрольно-пропускном пункте «Дучи», где условия ее несения были сопряжены с риском для жизни, и он не раз проявлял самоотверженность. Погиб, попав в засаду, когда с группой бойцов на автомашине «Урал» следовал в штаб 5-й оперативной зоны. Посмертно награжден орденом Мужества.

На территории УМВД России по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга на стеле с символическим колоколом и надписью «Всегда в памяти и строю» увековечены имена пяти сотрудников органов внутренних дел Василеостровского района: это Николай Ефремов, Денис Шанин, Александр Махлепов, Вячеслав Софинский и Виктор Ломов

Сегодня участковые уполномоченные в составе сводных отрядов полиции периодически выезжают в служебные командировки, для наведения порядка в зоне, где проходит СВО.

Общая численность участковых уполномоченных полиции в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 1509 человек, из них 1145 – в городе. По данным на февраль 2023 года в городе постоянно проживает около 5 млн. 600 тыс. человек, в области — чуть более 2 млн. Таким образом, в Петербурге на одного участкового приходится 4885 жителей, в области 5560.

Современный участковый уполномоченный полиции – универсал своего дела. Надо быть психологом, чтобы найти общий язык с людьми с разными чертами характера и наклонностями, обладать огромным терпением, проявлять трудолюбие и знать законы. Только настоящие профессионалы своего дела могут выполнять благородную миссию: защищать жизнь и права гражданина на вверенном им участке.

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.