История

Руководители ДК им. Ф.Э. Дзержинского

80 лет

вместе с защитниками правопорядка

Совершенствование деятельности по профессиональному-нравственному воспитанию личного состава подразделений органов внутренних дел, призванного по долгу службы стоять на защите интересов граждан, общества и государства в существенной степени зависит от состояния культурно-просветительской работы.

На протяжении 80 лет центром культурно-просветительской и досуговой жизни сотрудников органов внутренних дел ГУ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, членов их семей, и ветеранов является Культурный центр, расположенный в «сердце» Петербурга на Харьковской улице дом 9 (Полтавская 12).

Здание на Харьковской улице дом 9 было построено в 1905-1906 годах по проекту архитектора Н.А. Дрягина для Калашниковского биржевого сообщества. Судьбой было предназначено этому замечательному комплексу служить интересам правоохранителей.

На бирже имелся круглосуточный пост городовых, а в случае экстремальной ситуации всегда имелась возможность вызвать на помощь городовых и пожарных, тем более, Рождественская полицейская часть находилась рядом на Мытнинской, дом 3 (ныне УМВД по Центральному району г. Санкт-Петербурга), еще ближе – на Гончарной улице – размещалось здание Полицейского Резерва. Именно здесь полиция задержала И.В. Джугашвили (Сталина) в последующем осужденного и сосланного в ссылку.

Бурные предреволюционные годы не оставили в стороне здание Калашниковской биржи. В феврале 1913 года (17 по старому стилю, 2 марта по новому) в большом зале был проведен первый в России «Международный день работниц» на котором женщины призывались на борьбу за раскрепощение и уравнивание в правах с мужчинами.

В эпоху «Серебряного века» русской поэзии в театральном зале биржи, рассчитанном на тысячу человек, собиралась молодежь, увлекавшаяся футуризмом, основоположник которого итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти сочинил манифест, призывавший «разрушить музеи, библиотеки, сражаться с моралью». В поэтических кругах России манифест восприняли благожелательно и сочинили свой «Пощечина общественному вкусу», заявив: «Пушкин непонятнее иероглифов».

После Октябрьской революции 1917 г. в здании размещались различные общественные и государственные учреждения. В начале тридцатых годов здесь был образован Дом культуры промкооперации, которая процветала на столько, что еще незадолго до начала войны получила участок под застройку нового дворца на Кировском проспекте Петроградской стороны. Старые ленинградцы до сих пор величают его «Промкой». Освободившееся помещение Дома Культуры промкооперации в июне 1940 гола решением Горисполкома Ленинградского Совета депутатов трудящихся, было передано Управлению НКВД по Ленобласти под гарнизонный клуб милиции.

Приказом по Управлению НКВД СССР Ленинградской области № 100 от 26 июня 1940 года, создана комиссия по приему Дворца культуры. Первым начальником милицейского клуба стал сотрудник ленинградской милиции Николай Григорьевич Тихомиров.

Торжественное открытие Гарнизонного клуба милиции Ленинграда состоялось 15 сентября 1940 года. Тогда же газета «Пост революции» стала регулярно публиковать информацию о проводимых клубом мероприятиях. Ее подписывал уже новый начальник клуба Иосиф Соломонович Туркин, который развернул бурную деятельность. Спустя некоторое время начался ремонт и проведена частичная перепланировка. К декабрю 1940 года в клубе работали 3 хореографических коллектива, кружок вокалистов, милицейский хор, курсы кройки и шитья для жен сотрудников милиции.

Гордостью Гарнизонного клуба стал драматический коллектив, который возглавил Е. Тарвид. За полгода самодеятельными артистами была поставлена одна из самых сложных пьес М. Горького «Зыковы», ставить которую не брались даже очень опытные режиссеры. Самодеятельные актеры смогли инсценировать и роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Роль Швейка сыграл эксперт-криминалист А.П. Гвоздарев, человек, на долю которого в годы Великой Отечественной войны выпали тяжелейшие испытания. Он прошел плен, концлагерь, побег и стал одним из героев бельгийского Сопротивления.

В годы блокады Ленинграда Гарнизонный клуб милиции оставался едва ли не единственным культпросветучреждением города, который продолжал работать, не смотря на холод, голод, бомбежки все 900 дней. В клубе работали кружки, библиотека, проводились концерты и другие мероприятия. Несмотря на трудные блокадные условия 1 августа 1943 года была открыта библиотека, собранная сотрудниками милиции из разрушенных артобстрелами и бомбежками домов. Эти книги передавались в библиотеку, поэтому основу фонда составили редчайшие издания, которые являются большой редкостью в общедоступной библиотеке.

Примером несгибаемого духа ленинградской милиции и сотрудников клуба в стало проведение смотра – конкурса художественной самодеятельности . Так в октябре 1943 года начальник Управления НКВД СССР по Ленинградской области подписал приказ № 474 «О проведении смотра художественной самодеятельности», в котором говорилось: «Искусство Ленинграда в тяжелых условиях войны и блокады неизменно развивается, растут новые кадры художественной самодеятельности, появляются и новые формы ее работы». Перед начальником клуба УНКВД была поставлена задача организовать смотр коллективов и индивидуальных исполнителей блокадного города. Председателем смотра был назначен заместитель начальника УНКВД ЛО Алмазов. В смотре приняли участие 412 человек. Было проведено 8 концертов, на которых присутствовали 7400 зрителей. В жюри были приглашены такие мастера сцены, как Вера Мичурина-Самойлова, Софья Преображенская, Ольга Иордан. Первая премия в размере 10 тысяч рублей была вручена гарнизонному ансамблю песни и пляски управления пожарной охраны. Вторую премию — 5 тысяч рублей — получил объединенный хор МПВО. Третье место — премия 3 тысячи рублей — разделили ансамбль гусляров МПВО и струнный ансамбль войск НКВД, 36 лучших исполнителей поощрены благодарностью начальника гарнизона и получили денежные премии. Третьего ноября 1943 года состоялся концерт лауреатов смотра и мастеров сцены. Клуб стал репетиционной базой талантливых милиционеров. Из числа победителей конкурса были созданы театральный и хореографический коллективы, вокальная группа и группа художественного слова. К январю 1944 года в творческих коллективах занимались 69 человек.

Высокую оценку уровню подготовки самодеятельных коллективов клуба дал музыкальный редактор Ленинградского радиокомитета А.П. Гордон. После состоявшегося выступления на ленинградском радио 12 октября 1944 года он сообщил в УНКВД Ленинградской области: «Коллектив художественной самодеятельности клуба НКВД дал два концерта по радио из студии Ленинградского радиокомитета. Оба выступления были тщательно подготовлены и произвели хорошее впечатление. Была заметна большая и систематическая работа с участниками коллектива. Репертуар, над которым работали сотрудники, всегда был разнообразен и высокого качества». Ленинградцы из своих «тарелок», как тогда называли радиоприемники, услышали серенаду Дон-Жуана и арию Роберта из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского, украинскую песню «Дивлюсь я на небо» и другие известные произведения. Участники всех коллективов были включены в состав концертной бригады, которая выступала в подразделениях УНКВД, УНКГБ и госпиталях. Выезды концертной бригады принесли свои плоды: в подразделениях были организованы три драматических, два хоровых и три хореографических кружка в которых занимались 102 человека, а в 1945 году — 247.

Надо отметить, что в 1944-1945 годах перед сотрудниками ленинградской милиции с концертами выступали такие знаменитости, как композитор И.О. Дунаевский и джаз-оркестр Л.О. Утесова с солисткой Э.Л. Утесовой.

Ленинградские газеты 24 марта 1945 года писали: «Большой зал клуба УНКВД, где 15 марта состоялся концерт художественной самодеятельности, был переполнен. Не всегда здесь собиралось так много людей даже в те дни, когда на сцене выступали артисты-профессионалы. Это была не совсем обычная театральная публика: она искренне переживала успехи и неудачи того или иного «артиста» — своего товарища по службе. Но можно смело сказать, что успехов было больше, чем неудач. Свидетельство тому — горячие аплодисменты зрителей и лестные отзывы присутствовавших мастеров искусства».

К маю 1945 года Гарнизонный клуб ленинградской милиции полностью восстановил свой довоенный потенциал и стал действенным помощником в работе с личным составом и продолжал наращивать уровень своих творческих возможностей. Клуб стал флагманом культпросветучреждений МВД СССР и являлся постоянным победителем смотров и конкурсов министерства. Милиционеры с большой охотой ходили на спектакли и концерты своих талантливых коллег.

Всего в системе УНКВД в победном 1945 году в художественной самодеятельности участвовали 435 человек. Были созданы духовой оркестр, кружок баянистов, оркестр народных инструментов, два театральных и четыре хоровых коллектива, четыре концертные, вокальная и хореографическая группы.

Пик славы гарнизонного клуба пришелся на 1950-1970-е гг., когда его возглавил Яков Львович Ронкин. Благодаря его таланту и блестящим организаторским способностям в 1964 году клуб получил статус Дворца культуры высшей категории и получил имя Ф.Э. Дзержинского.

В 1960-1970 гг. на сцене Большого театрального зала состоялись гастролироли ведущих театров страны: «Таганка», Академический Малый театр СССР с И. Ильинским, В. Царевым, А. Грибовым, Московский театр им. Ленинского комсомола, Театр Сатиры, Большой театр кукол М. Образцова. Давал концерты ленинградский театр миниатюр под руководством народного артиста СССР А. Райкина.

Самое смелое, новое, талантливое, новаторское, что создавалось в стране, проходило перед глазами зрителей «Дзержинки». Дворец Культуры дал творческую жизнь, теперь уже прославленным мастерам отечественной эстрады: основателю театра пантомимы «Лицедеи» миму В. Полунину, метру отечественного джаза Д. Голощекину, ВИА «Земляне», известному писателю сатирику С. Альтову и другим артистическим коллективам.

На сцене Дворца состоялись первые сольные концерты А. Розенбаума, Ю. Охочинского, М. Жванецкого.

В 70-80 гг. во Дворце культуры проводились международные шахматные турниры. Именно здесь состоялись встречи гроссмейстеров А.Е.Карпова, В.Л.Корчного, М.Н.Таля.

Помимо традиционных коллективов художественной самодеятельности во Дворце культуры начала функционировать большая курсовая сеть, где кроме курсов кройки и шитья, стали работать кружки, дающие профессии необходимые в быту. Кроме того, широко, на высоком профессиональном уровне действовала сеть курсов иностранных языков, занятия на которых проводились с учетом возраста и уровня подготовки слушателей – от азбуки до подготовки к сдаче кандидатского минимума. Авторитет курсовой сети, руководимой Фаиной Златиной, был настолько велик среди жителей города, что к моменту записи в кружки, очередь занимали с самого утра.

Одной из заслуг Якова Львовича Ронкина было то, что по его инициативе был организован так называемый «детский отдел» во главе с очень инициативным творческим руководителем Галиной Николаевной Флит (Максименко), которая смогла сделать его центром методической работы с «трудными» подростками. Отдел работал с большой эффективностью, что в значительной степени способствовало резкому снижению преступности среди несовершеннолетних.

Более 15 лет Дворец культуры возглавлял Дважды герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, генерал-майор в отставке Алексей Ефимович Мазуренко, удостоенный звания «Почетного гражданина Санкт-Петербурга». В стенах Дворца проходили встречи видных артистов театра, кино и эстрады с сотрудниками органов внутренних дел и общественностью, смотры самодеятельного творчества сотрудников милиции и членов их семей, выставки самодеятельных художников «Всегда начеку», семейные вечера отдыха и многие другие мероприятия.

В 1997 г. на базе Дворца культуры им. Ф.Э. Дзержинского, Музея Краснознаменной ленинградской милиции и Библиотеки ГУВД был создан Культурный Центр Главного Управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Приказ ГУВД № 830 от 26.08.1997 г.). Возглавил Культурный центр полковник милиции Александр Прокофьевич Никитенко, который стал одним из авторов идеи, разработки и бессменным организатором Всероссийской благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей», посвященной героизму и мужеству пожарных и сотрудников ленинградской милиции. 23 февраля 1991 года в гостинице «Ленинград» случился пожар, ставший одним из самых крупных пожаров в городе. Горели 7-й, 8-й и 9-й этажи, куда не доставали пожарные лестницы. При тушении пожара в гостинице вовремя эвакуации проживающих, среди которых была и Марина Влади, погибли девять сотрудников пожарной охраны и один милиционер. Именно в это время, по инициативе преподавателей Высшего политического училища МВД СССР, офицеров и авторов – исполнителей А.П. Никитенко и И.В. Михалевича, появилась идея проведения общественно-политической акции, посвященной памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга. У ее истоков стояли: первый мер Санкт-Петербурга А. Собчак, Первый заместитель министра МВД СССР Б. Громов, депутат Государственной Думы РФ С. Степашин. Впервые акция прошла в 1991 году и получив огромный общественно-политический резонанс, стала традиционной.

Ежегодно в мае-июне, на базе Культурного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках акции МВД России «Милосердие белых ночей», проходит конкурс-фестиваль художественного самодеятельного творчества сотрудников органов внутренних дел и членов их семей из всех регионов России. Лауреаты конкурса выступают с концертами в подразделениях органов внутренних дел, учебных заведениях Санкт-Петербурга, а так же на лучших концертных площадках города.

С 1998 по 2000 г.г. на базе Культурного Центра проводился эксперимент по совершенствованию профессионально-нравственного и эстетического воспитания личного состава ГУВД, получивший высокую оценку в МВД России.

В 2001 году «Здание Калашниковской хлебной биржи» приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры за №15, было признанно Памятником и отнесено к числу выявленных объектов культурного наследия.

В 2002 г., в год 200-летия МВД России, — коллектив Культурного Центра ГУВД стал Лауреатом премии МВД России «За активную работу по профессионально-нравственному и культурно-эстетическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел и членов их семей».

В современной истории (2010 -2019 гг.) в Культурном центре Главного управления МВД России по пю г. Санкт – Петербургу и Ленинградской области, активно проводились концерты, давались спектакли лучших театральных коллективов, работали студии для взрослых и детей. Молодые сотрудники участвовали в профессионально-творческих конкурсах «Супер — КОП» (Супер-Культурный и Образованный Полицейский), ежегодно проводилась благотворительная акция «В гостях у дяди Степы», посвященная началу учебного года, а так же новогодние спектакли и праздники для детей.

В концертных программах участвовали ведущие деятели искусств и известные артисты Санкт-Петербурга и России, такие как Михаил Боярский, Семён Альтов, Татьяна Буланова, Елена Ваенга, автор – исполнитель Ольга Фаворская, а так же молодые исполнители.

В Малом зале Культурного центра проводились вечера «В ритме джаза». С участием джазового оркестра Культурного центра «ART-BAND», под управлением Рафаиля Айзатуллова.

При Культурном центре работает школа юного артиста «Голосята», в которой занимались дети сотрудников и работников ГУ МВД России в возрасте от 3 до 12 лет.

Культурно-массовые мероприятия пользовались большой популярностью среди сотрудников правоохранительных органов, ветеранов и жителей нашего города.

В год 80-летия Культурный центр ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области переживает очередной этап своего развития. Учитывая требования времени, основные усилия руководства направлены на развитие творческих возможностей сотрудников, формирования профессионального ядра, способного удовлетворить самые высокие запросы сотрудников полиции, членов семей и жителей нашего города, сохранив лучшие традиции легендарной «Дзержинки».

Все культурно-массовые мероприятия Культурного центра всегда пользуются большой популярностью среди сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и проводятся на высоком профессиональном уровне.

Ждем вас в гости!

Начальник Культурного центра
ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
Почетный сотрудник МВД России,
полковник внутренней службы
Трипутин Сергей Николаевич.