Слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Поэтому сегодня, в честь международного праздника, который ежегодно отмечается 27 марта, Дня театра, предлагаем вам мысленно прогуляться по самым старинным «местам, где смотрят».
В библиотеке Культурного центра ГУ МВД по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области хранится уникальное дореволюционное издание, отпечатанное в ограниченном количестве экземпляров – книга Георгия Крескентьевича Лукомского «Старинные театры. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания».
Из предисловия:
«Волею судеб задержанный в Сицилии в летнюю знойную пору, когда городские улицы так пустынны и по раскаленным плитам их бегают лишь веселые ящерицы, а голые дети и козы прячутся в тени, когда так ароматны тенистые сады померанцевых деревьев в долинах и так душисты кусты гелиотропа на античных развалинах, — задумал я основу содержания этой книги.
Мне так тоскливо стало при мысли: неужели все эта красота, в которой протекало театральное действо, погибла навсегда? И так трепетно забилось сердце: неужели нельзя восстановить еще хоть бы только одну веру в эту красоту?
Заронить в сердца людей эту тоску по забытому, но не утерянному еще античному миру, — было моей первой, побуждающей и руководящей мечтой».
Книга посвящена архитектонографии античных театров и описанию тех античных традиций, которые имели значение в истории эволюции театрального здания в течение почти двух тысячелетий. Проиллюстрирована фотоснимками сохранившихся зданий древних театров (Греции, Рима, Сицилии и пр.), чертежами и планами театральных залов, копиями картин и зарисовок, посвященных театральному искусству, а также художественными заставками и концовками.
Особое внимание в издании привлекает рассказ о русских театрах: «…некоторые из театров, воздвигнутых в наших столицах и их окрестностях (особенно дворцовые театры) представляют прелестные копии античных театров».
К сожалению, русским театрам в книге уделено немного внимания, так как автор предполагал посвятить театральной архитектуре России отдельный том издания. Который, увы, так и не вышел в свет. А посему те редкие строки и фото, которые опубликованы в книге, особенно ценны.
— «Известно ведь, что даже в глухой провинции (Уфа, Орел, Архангельск) воздвигали театры (быть может и временные) классической внешности, и хотя теперь не осталось многих, но зато рисунки показывают нам, что были театры занятные своей планировкой и не только в портиках и статуях, выражавшие свой классицизм.
Кроме того, уцелевшие прекрасно дворцовые и усадебные театры России говорят нам о том с полною наглядностью, доказывая, что еще недавно царили античные традиции архитектуры и в глухих углах русской провинции, а не только на берегах Невы.
Театр Гваренги в Эрмитаже представляет собою идеально разработанный театр греков; театр Л.Руска в Старовском дворце Потемкина (Таврический дворец) недавно уничтоженный – для устройства в нем библиотеки Государственной Думы, — также представлял собою восхитительный образец античного театра в 19 веке в России.
Прелестные плафоны и барельефы украшали его стены. Колоннада, охватывающая кольцом его зал, была изящна, балкон, заключенный между колонн, был незаметен и доминировал амфитеатр.»
— «По мнению Соntant «театры Петербурга и Москвы, построенные италианскими (!?) зодчими не являют собою ничего национального (?) и только повторяют типы построек того времени во Франции и Италии». Но и Соntant признает, что «копии эти однако построены в таком масштабе, что они превосходят значительно свои оригиналы» и репродукции получились более замечательные «нежели модели».