«Современный Петроград: очерки истории возникновения и классического строительства. 1900-1915 гг.» Г. К. Лукомский.

«Почему тротуары у одного дома выложены плитами, рядом асфальтом и т.д. Зачем эта пестрота, свобода выбора материалов…А окраска фасадов пестрая, возмутительно не гармонирующая, безвкусная! А вывески, залепляющие часто лучшие места и детали фасадов.» Знакомые слова, не правда ли? Создается впечатление, что читаешь претензии к внешнему виду улиц и зданий современных городов. Меж тем, строки эти были написаны более сотни лет назад! В 1916 году в свет вышла книга «Современный Петроград: очерки истории возникновения и классического строительства. 1900-1915 гг.». Ее автор Г.К.Лукомский (1884-1952) являлся одной из самых заметных фигур в архитектурной жизни  России Серебряного века. На страницах журналов «Аполлон», «Старые годы», «Зодчий» и «Столица и усадьба» критик и историк архитектуры активно боролся за сохранение памятников старины, сотрудничая с разными обществами и музеями.

Дилогия «Старый Петербург» и «Современный Петербург» занимает особое место в творчестве Г.К.Лукомского. Эти искусствоведческие очерки заново открыли современникам своеобразную красоту старого Петербурга и отразили пафос возрождения классицистических традиций в новом строительстве. Вторая книга дилогии явилась апологией нового стиля в архитектуре. Будучи приверженцем и идеологом ретроспективизма, автор последовательно проводит мысль о необходимости ансамблевого единства застройки города, приоритете классицистических ценностей.




Из предисловия: «Мы решаем вопрос в том смысле, что единственный путь для создания еще более грандиозной картины, чем Петроград являл в 30-х годах прошлого столетия — есть путь поддержания идеалов зодчих тех времен. Лишь цельностью и выдержанностью стиля облик столицы может быть сохранен и на будущее время. В противном случае получается конгломерат сооружений, который скорее напомнит живописный базар провинциальной архитектурной картинности, нежели столичную, гордую, чуть холодную, но царственно-величавую выдержанность. Поэтому-то мы рассмотрим лишь сооружения, отвечающие не идеалам общей и «опасной» картины Нового Петрограда, все более и более становящегося пестрым, а идеалам, завещанным нам предками и единственно приемлемым именно для Петрограда.»

В книге около 60 качественных фотографий, 4 рисованных проекта И. А. Фомина, книжные украшения — все это отпечатано в художественно-графическом заведении «Унiон», текст же напечатан в Государственной типографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.