Важнейший документ военного времени

105 лет назад, 3 апреля 1919 года, Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», определивший организацию и задачи милиции в условиях военного времени. Он юридически закреплял принципы участия милиции в вооруженной борьбе на фронтах гражданской войны. На народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД) возлагалась обязанность из числа работников милиции, подлежащих призыву в Красную Армию, постоянно держать в действующей армии 1/3 рядового и 1/5 командного состава. В милиции вводилась военное обучение и поддерживалась воинская дисциплина, а также распространялись действия всех воинских уставов и наставлений.

С начала 1919 года ближайшие соседи – финны постоянно устраивали провокации на границе с Советской республикой. К концу февраля они изгнали с территории Эстонии отряды Красной армии, а в апреле приступили к масштабному вторжению в Карелию.

Весной в виде экстренной меры по защите Петрограда был создан Петроградский укрепленный район во главе с членом Реввоенсовета 7-й армии В.С. Шатовым и первым заместителем председателя Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) Я.Х. Петерсом. В оперативном подчинении штаба внутренней обороны находилась милиция. Руководители Петроградского укрепрайона были людьми яркими.

Владимир Сергеевич Шатов (настоящее имя – Владимир Родионович Клигерман (1887-1937) уроженец Киева) с юности вовлеченный в социал-демократические кружки, трижды подвергался аресту. Наконец, в 1907 году эмигрировал в США, где стал одним из основателей и лидеров «Союза русских рабочих в США и Канаде». Анархист по убеждению, в 1917 году возвратился в Россию. В 1918 году В.С. Шатов – чрезвычайный комиссар по охране железных дорог, начальник Петроградской городской милиции (Центральной комендатуры революционной охраны). С мая 1919 года – начальник Петроградского укрепрайона, затем командует дивизией, сыгравшей большую роль в разгроме войск генерала Юденича, за что был награжден орденом Красного Знамени. В конце 1919 г. арестован по уголовному обвинению, но в начале 1920-го освобожден по поручительству И.В. Сталина. В 1920-е В.С. Шатов сменил много постов: военный министр и министр путей сообщения Дальневосточной республики, член правления Автономной индустриальной колонии «Кузбасс», зампредседателя «Нефтеэкспорта», член правлений Промбанка и Главметалла, зампредседателя Металлоимпорта. При этом В.С. Шатов оставался анархистом (до 1924 г.), обещая своим друзьям, что «он будет первым, кто свергнет большевиков». Затем В.С. Шатов стал одним из руководителей строительства Турксиба, начальником Сибжелдорстроя, руководителем Главжелдорстроя. В 1936 году он был арестован по обвинению во вредительстве на железнодорожном транспорте, в 1937 г. приговорен к расстрелу, реабилитирован в 1955 г.

Яков Христофорович Петерс (1886-1938) уверял большевиков, что он — сын батрака, американского журналиста – напротив, он — сын «серого барона», так в Прибалтике называли богатых крестьян-землевладельцев. В 1909 году, после обвинения в покушении на жизнь директора завода во время забастовки и оправдания Рижским военным судом, эмигрировал в Лондон. В 1910 году арестован лондонской полицией по подозрению в причастности к убийству полицейских, пытавшихся задержать его во время грабежа, но заявив, что грабителей возглавлял его двоюродный брат, был оправдан. В 1911 году – новый арест уже по делу «Осады Сидней-стрит». На этой лондонской улице, засев в доме № 100, латышские террористы несколько дней вели стрельбу из окон, убив несколько человек, включая полицейских. Операцией по ликвидации очага терроризма руководил тогдашний министр внутренних дел Уинстон Черчилль. И по этому делу Петерс был оправдан. Затем «случилась» любовь: встречи с кузиной У. Черчилля, потом с ее подругой – дочкой лондонского банкира, на которой и женился. Петерса назначили управляющим отделом импорта в одной крупной английской торговой компании, жизнь удалась, но он так не считал. Услышав в 1917 году о революции в России, отправился в Петроград, где стал членом Петроградского ВРК, затем первым в истории ВЧК секретарем, потом замом Ф.Э. Дзержинского, вел следствие по делу покушавшейся на В.И. Ленина эсерки Ф.Е. Каплан. После упразднения Петроградского укрепрайона служил в Киеве, Туркестане, Москве. Еще будучи замом Дзержинского пригласил в Россию свою английскую жену с дочерью Мэйси, 1914 года рождения. Те приехали спустя десять лет, к этому времени Петерс уже был женат на другой. Первая супруга покинула Россию, дочь задержалась, а позднее вернуться в Англию уже не смогла.

В 1937 году Я.Х. Петерса арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации, в 1938 году – расстреляли. Он был реабилитирован в 1956 году.

Но вернемся в 1919 год, когда В.С. Шатов и Я.Х. Петерс — молодые и энергичные были готовы дать отпор врагу. Наибольшая опасность для Петрограда сложилась к концу июня: части Юденича вышли на подступы к Луге, Ропше, Гатчине и Красному Селу. Чтобы пособники Юденича внутри города не выступили в спину частям Красной армии, ЧК, милиция и рабочие провели массовые облавы и обыски в аристократических особняках города, некоторых консульствах и посольствах. В результате было изъято 6626 винтовок, 141895 патронов, 644 револьвера, пулеметы, бомбы и пироксилиновые шашки.

В это же время Петроградская милиция формирует семь боевых отрядов. Самым крупным был сводно-боевой численностью 537 человек, занявший позиции против корпуса полковника царской армии А.П. фон Ливена. «Военная полиция большевиков – это сброд, они никогда не были настоящими солдатами, и вам достаточно будет одного удара, чтобы выйти в тыл морскому отряду и красным солдатам», — напутствовал своих вояк сам фон-Ливен. Однако «ненастоящие солдаты» не только отбили все атаки отборных офицерских войск частей Юденича, но и перешли в наступление, тем самым обеспечив морякам-балтийцам выход в тыл эстонских и финских частей.

Осенний поход Юденича на Петроград, так называемая операция «Белый меч», начался 28 сентября 1919 года. 12 октября части белого генерала взяли Ямбург, и спустя два дня на фронт ушел первый сформированный из милиционеров-добровольцев отряд численностью 300 человек. 16 октября части Юденича захватили Лугу и Гатчину, и в этот день в Петроград прибыл глава Реввоенсовета Л.Д. Троцкий для проведения мобилизации. В тот день 200 милиционеров были направлены в район Нарвской заставы в распоряжение члена Реввоенсовета 7-й армии Н.И. Подвойского. На следующий день на фронт ушел сводный отряд, состоящий из железнодорожной милиции, железнодорожников и красноармейцев, а также отряд коммунистов, в его составе было 30 работников милиции.

В двадцатых числах октября, когда Красная Армия перешла в наступление, под Гатчину было отправлено 50 милиционеров, на Карельский фронт – 200, для участия в боях за Псков – 150. Вскоре Псков был взят. 3 ноября Юденич без боя оставил Гатчину. Его армия, ушедшая в Эстонию, прекратила свое существование.

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.