Патрульно-постовой службе в системе органов внутренних дел России исполнилось 100 лет!

2 сентября 2023 года подразделения патрульно-постовой службы отмечают свой 100-летний юбилей.

Точкой отсчета в формировании и развитии патрульно-постовой службы принято считать приказ Центрального административного управления НКВД РСФСР № 4 от 2 сентября 1923 г. Именно тогда была утверждена «Инструкция постовому милиционеру», в которой нашли отражение общие положения о постовой службе и обязанности милиционера.

Спустя 3 года подразделения ППС были созданы практически во всех крупных городах страны. Сотрудники постовой службы в белой форме с нагрудным жетоном и милицейским жезлом наблюдали за правопорядком в общественных местах.

В годы Великой Отечественной войны был изменен порядок несения постовой и патрульной службы. Так, за каждым суточным постом закреплялось 3 человека, которые поочередно находились на посту на протяжении 8 часов, 8 часов находились в резерве и 8 отдыхали.

Для несения патрульной службы с 22 часов до 5 часов ежедневно использовалось 30% всего начальствующего состава отделений милиции. Патрулирование осуществлялось по специальному графику, разрабатываемому на шестидневку, в режиме через каждые полтора часа работы – 30-минутный перерыв для обогрева.

Помимо этого, сотрудники милиции выделялись для несения службы на контрольно-пропускных пунктах и ночных заставах.

На сотрудников ППС непосредственно в годы Великой Отечественной войны возлагались следующие обязанности:

— борьба с дезертирством, мародерством, паникерством;

— очистка городов и оборонно-хозяйственных пунктов от преступных элементов;

— оказание помощи транспортным органам НКВД по выявлению на транспорте вражеских агентов и провокаторов;

— охрана и борьба с хищениями эвакуированных и военных грузов;

— разгрузка транспорта от тех пассажиров, передвижение которых не было вызвано какой-либо необходимостью;

— проведение в жизнь различных приказов, распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении.

В послевоенное время сложная обстановка потребовала принятия ряда конкретных мер направленных на усиление наружной службы милиции.

Организация охраны общественного порядка в первые послевоенные годы осложнялась по причине низкой квалификации сотрудников, некомплектом личного состава, который в ряде регионов достигал 40-70% от нормы, сокращением за годы войны численности общественных помощников – бригадмильцев.

Накопленный именно в первые послевоенные годы опыт обеспечения общественного порядка и безопасности нашел свое выражение и нормативное закрепление в Уставе патрульно-постовой службы милиции, введенном в действие Приказом МВД СССР от 10 октября 1948 г. Патрули в Уставе 1948 г. определялись как средство усиления и дополнения постовой службы, которые были направлены, прежде всего, на участки не обеспеченные милицейскими постами. Они могли быть пешими, конными, моторизированными (на мотоциклах или автомобилях).

Впервые регламентировалась организация офицерских постов милиции, определялись виды, категории постов, уточнялся порядок составления дислокации сил и средств наружной службы.

Устав усиливал ответственность патрульных и постовых милиционеров за качество несения службы.

В 1954 г. МВД СССР разработало и ввело единые нормативы штатной численности по всем службам милиции. Так, согласно приказу от 5 марта 1954 г. плотность патрульно-постовой службы милиции на 10 000 населения устанавливалась в размере 6,12 единиц.

Для повышения эффективности охраны общественного порядка в Москве и в других крупных городах в 1953 г. были созданы моторизованные отряды для несения патрульно-постовой службы в вечернее и в ночное время.

От того, как была организована постовая и патрульная служба во многом зависел успех борьбы с уголовной преступностью и состояние охраны общественного порядка.  Органы милиции в городах и рабочих поселках располагали необходимым количеством личного состава, а также и значительной техникой, чтобы иметь возможность закрывать нарядами милиции все уязвимые в оперативном отношении места и тем самым предупреждать возможные уголовные преступления и нарушения общественного порядка.

Особенно активно поиск путей совершенствования деятельности милиции по охране общественного порядка на местах развернулся во второй половине 60-х гг.

В 1966 г. в крупных городах страны были созданы специальные моторизованные части милиции, что повысило эффективность ее деятельности по обеспечению общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях.

В 1967 г. начался процесс создания ночной милиции взамен сторожей и бригадиров обходных постов вневедомственной охраны. Преимущество милицейской охраны по сравнению со сторожевой охраной было бесспорным, т.к. работник милиции не только охранял объект, но и обеспечивал общественный порядок в районе поста или маршрута патрулирования. Эта практика полностью себя оправдала.  Во многих городах количество краж после введения милицейской охраны сократилось на 20%, а в ряде случаев и на 80%.

Дальнейшие качественные изменения в организации патрульно-постовой службы связаны с созданием передвижных пунктов милиции (ППМ), которые предназначались для обеспечения общественного порядка и профилактической работы среди населения на окраинах городов, в районах новостроек, местах массового отдыха и в других точках, удаленных на значительное расстояние от расположения органов внутренних дел. Так, практика использования ППМ в лесопарковой зоне Ленинграда показала  их высокую эффективность.

Значительно улучшилась и организация патрульно-постовой службы на транспортных магистралях, особенно в пригородном железнодорожном сообщении. Здесь успешно действовали группы сопровождения поездов, состоящие из милиционеров и народных дружинников, на перронах и в зданиях вокзалов выставлялись посты, в часы интенсивного движения – посадочные группы из числа работников милиции, транспортных организаций, представителей общественности.

В декабре 1970 г. Постановление Совета министров СССР потребовало перестроить всю работу вневедомственной охраны на основе широкого внедрения технических средств и сигнализации. Этим же нормативным правовым актом предусматривалось создание ночной милиции, в задачи которой входила охрана социалистической собственности и правопорядка. По состоянию на 1 мая 1973 г. ночная милиция действовала в 1182 городах, обслуживая ежесуточно 8,5 тыс. маршрутов и постов.

Также в 1970 г. в 10 МВД-УВД начался эксперимент по использованию служебных собак в наружной службе милиции.

К началу 1970-х гг. относится создание в крупных городах подвижных милицейских групп в целях лучшей организации патрульно-постовой службы, более оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях и раскрытия их по горячим следам. В их состав включались рядовые милиционеры со служебными собаками, сотрудники уголовного розыска, участковые инспектора. 

В июле 1974 г.  был принят новый Устав патрульно-постовой службы советской милиции (приказ МВД СССР от 20 июля 1974 г. № 200), представляющий формализованную правовую и организационную основу деятельности патрульно-постовой службы советской милиции, юридический и правовой статус сотрудников этой службы.

В 1980-е гг. продолжалось усовершенствование деятельности патрульно-постовой службы. ППС были созданы во всех городах и поселках с населением 20 тыс. человек и более, что положительно сказалось на конечных результатах. Увеличилась плотность и мобильность нарядов в общественных местах, особенно в вечернее и ночное время. Маршруты патрулирования составлялись с таким расчетом, чтобы милиционеры держали под контролем не только улицы, но и подъезды домов, дворы и другие места.

Советская милиция показала образец несения службы, обеспечила высочайший уровень общественного порядка и безопасности в Москве во время проведения XXII летней Олимпиады 1980 г. Сотрудники ППС четко регулировали огромные потоки людей, не допустили чрезвычайных происшествий, обеспечили надежную защиту всех олимпийских объектов, которые посетило в те дни более 5 миллионов зрителей.

Столь же успешно обеспечивался общественный порядок и в период проведения IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве летом 1985 г. и на первых Играх доброй воли  в июле 1986 г.

С 1984 г. началось создание в крупных городах страны «автоматической информационно-управляющей системы непрерывного контроля движения и сбора информации о местоположении автомашин подвижных милицейских групп с отображением и документированием этой информации в помещениях оперативного дежурного по городу – «Патруль».

К 1985 г. значительно улучшилась и техническая оснащенность службы: транспортные средства, ультракоротковолновые радиостанции, промышленные телеустановки, другие приборы. Все шире использовались возможности электроники.  

Вместе с тем в годы «перестройки» уличная преступность резко возросла, а эффективность патрульно-постовой службы в борьбе с преступностью снижалась.

Первая половина 1990-х гг. оказалась непростым временем как для подразделений патрульно-постовой службы, так и для других служб милиции. Проводимые в начале 90-х гг. глобальные преобразования практически во всех сферах жизни государства крайне отрицательно сказались на качественной составляющей кадрового потенциала органов внутренних дел. Недостаточность финансирования и низкий уровень социальной защищенности привели к оттоку квалифицированных кадров из системы Министерства внутренних дел.

Основной формой организации охраны общественного порядка силами милиции общественной безопасности в городах считалась система патрульных участков в рамках единой дислокации. Количество и границы патрульных участков определялись с учетом обеспечения прибытия патрульных нарядов к месту совершения преступления в течение 5 -7 минут.

Главными задачами патрульно-постовой службы милиции являлись: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных посягательств и деяний; незамедлительное реагирование на сообщение и принятие необходимых мер по их пресечению; задержание преступников по горячим следам.

С 1 июля 2008 г. в силу вступил новый Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Новым Уставом было уточнено правовое положение должностных лиц строевых подразделений ППСМ. В частности, в списке обязательных к ношению для милиционеров в наряде предметов вновь появились нагрудный знак «Патрульно-постовая служба» и жетон с личным номером милиционера.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ, который в значительной степени изменил службу в полиции. А уже через 10 лет, вышел ведомственный акт – Приказ МВД России № 495 от 28 июня 2021 г. «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России», регламентирующий подробно характер службы.

Патрульно-постовая служба является одним из важных компонентов правоохранительной системы. В настоящее время патрульно-постовая служба полиции имеет структуру военизированного типа и разделена на полки, батальоны, роты, взводы, отделения патрульно-постовой службы.

Значительное количество сотрудников патрульно-постовой службы на протяжении с 1990 по 2010 гг. принимало участие в обеспечении охраны общественного порядка во время контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также в других «горячих точках».

Сегодня патрульно-постовая служба полиции насчитывает около 90 тысяч сотрудников по всей стране. Это одно из самых многочисленных, мобильных и боеспособных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, задачами которого являются предупреждение и пресечение правонарушений на улицах и в общественных местах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.