305 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

5 июня считается днем образования полиции, согласно Приказа МВД России 
№ 121 от 05.03.2018 г. В канун 305-летия российской полиции, своевременно обратиться к биографиям людей, внесших свой вклад в дело создания 
и формирования регулярной полиции в России.

(25) 27 мая (по новому стилю — (5) 7 июня) 1718 г. Петр I учредил новую должность — генерал-полицмейстер, который являлся начальником полицмейстерской канцелярии.

Генерал-полицмейстером он назначил Антона Эммануиловича Девиера 
и выдал ему 13 пунктов для руководства, в которых определялись основные направления деятельности: обеспечение безопасности населения; соблюдение общественного порядка, наблюдение за благоустройством домов и улиц, контроль за санитарным состоянием города и торговлей, борьба со спекуляцией, тушение пожаров.

В 1719 г. для чинов полиции была введена форма (васильковые камзолы 
с красными обшлагами, короткие штаны и зеленые камзолы).

В 1721 г. весь персонал полиции составлял не более 100 человек, поэтому 
к несению полицейской службы привлекали местное население. И в первую очередь дворников.

Формально Девиер подчинялся Сенату и генерал-губернатору А.Д. Меньшикову, но фактически – самому императору Петру Алексеевичу.

Девиер был иностранцем на русской службе. Он достаточно быстро сделал военную карьеру. В 1708 г. Антон Мануилович стал ротмистром, вскоре — майором, а позже — подполковником гренадерского полка. Своим преданным служением России Девиер сумел завоевать расположение Петра I и в 1711 г. стал денщиком царя и был пожалован чином генерал-адъютанта.

Чтобы упрочить свое положение в России, он женился на старшей сестре генерал–губернатора А.Д. Меньшикова ‒ Анне.

Находясь в должности генерал-полицмейстера, А.М. Девиер издал приказ о запрете стрельбы в границах города, ввел ночные дежурства на улицах, установил первые фонари и скамейки на улицах, запретил выбрасывать в Неву и на улицы нечистоты и мусор, ввел в штат полиции барабанщиков. Полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам. 

В 1718 г. Девиер участвовал в следствии по делу царевича Алексея Петровича и наряду с другими подписал ему смертный приговор. После смерти Петра I, он активно выступал за передачу власти императрице Екатерине I.

В 1727 г. по поручению императрицы Екатерины I совершил поездку в Курляндию, поводом для которой послужили жалобы курляндцев на Меньшикова, пытавшегося завладеть герцоргским престолом. Доклад императрице был не в пользу Меньшикова.

Кроме того, Девиер активно выступал против намерений Меньшикова выдать свою дочь Марию за наследника престола Петра Алексеевича.

Этот эпизод еще больше обострил неприязнь Меньшикова к зятю, и 24 апреля 1727 г. в присутствии «светлейшего» Девиер был взят под караул, обвинен в намерении устранить от наследования престола Петра II и в попытках воспрепятствовать выполнению духовного завещания императрицы Екатерины I, лишен дворянства и титула, чинов, имения,
бит кнутом и сослан в Сибирь. Жене и детям было запрещено следовать с ним.

12 лет провел Девиер в ссылке в 800 верстах от Якутска.

В 1739 г. Девиер был назначен начальником Охотского порта. Описав и распродав имущество предшественника, Девиер выплатил гарнизону задолженное за несколько лет жалование. Энергичными действиями закончил снаряжение Второй Камчатской экспедиции Беринга, завершил строительство Охотского порта и основал школу, превратившуюся впоследствии в Штурманское училище сибирской флотилии.

В декабре 1741 г. императрица Елизавета Петровна подписала именной Указ об освобождении Девиера из ссылки «с отпущением вины».

В начале 1743 г. Девиер прибыл в Санкт-Петербург, и ему был возвращен графский титул, все ордена и поместья. В декабре 1744 г. Девиер был вновь назначен генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга. Однако преклонный возраст и тяжелые испытания дали знать о себе многочисленными болезнями. 

24 июня 1745 г. Девиер скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. Могила до сих пор не сохранилась.

На кладбище хоронили не всех горожан, а только знатных и первоначально только с разрешения императора. Место для погребения усопших стоило дорого. Этими двумя факторами объясняется то, что за первые 30 лет существования Лазаревского кладбища хоронили на нем редко. Могила А.М. Девиера была всего лишь двадцатым захоронением на этой территории. Родственники заплатили за могильное место 50 рублей, что по меркам XVIII в. являлось большой суммой.

В настоящее время сохранилось всего лишь 6 надгробий, датированных серединой XVIII в. Часть из них находятся в юго-восточной части кладбища, на территории, расположенной между Лазаревской усыпальницей и входом в Некрополь, внешней стеной и Петровской дорожкой. Однако, могилы А.М. Девиера среди них нет.

Шубинский С. в 1892 г. в журнале «Исторический вестник» писал следующее:
«В настоящее время на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры можно отыскать, хотя и не без труда, полувросшую в землю, расколотую плиту, прикрывающую прах первого петербургского генерал-полицмейстера, на которой еще уцелела надпись «генерал-аншеф Антон Мануилович Дивьер. погребен 27 июня 1745».

В русском биографическом словаре, изданном в 1905 г. под наблюдением председателя императорского Русского исторического общества
А.А. Половцова, сказано следующее: «Тело погребено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, но теперь уже нельзя отыскать его могилу».

Поэтому можно предположить, что надгробная плита исчезла с Лазаревского кладбища между 1892 и 1905 гг. В связи с разрушением надгробной плиты
и стиранием надписи на ней, это место могло быть выкуплено другой семьей
и сделано новое надгробие.

В 2018 г. в год 300-летия полиции по инициативе Департамента государственной службы и кадров МВД России и ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Звенигородском сквере Санкт-Петербурга установлен бюст А.М. Девиеру, а на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры – памятная доска.

Почти до конца XVIII в. полиция существовала только в двух городах – Санкт-Петербурге и Москве.

Однако, в 1782 г. Екатериной II был утвержден «Устав благочиния или полицейский», согласно которому создавался новый полицейский орган – Управа благочиния или полицейская. 

Каждый город, насчитывающий более 4 000 дворов разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). Санкт-Петербург был разделен на 10 частей, которые были поделены на 42 квартала. Во главе части был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель, которым подчинялись более 500 ночных сторожей и частичное подчинение дворников.

Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства и торговли и народного продовольствия, пресекала мелкие уголовные дела, выносила по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников, пресекала действия связанные с непослушанием законов или решениям полицейских властей, направленные против церкви и богослужения, нарушение общественного порядка, нарушение норм благочиния (пьянство, азартные игры, брань, самовольная застройка), нарушение порядка управления или суда (взяточничество), преступления против личности и имущества.

Реформы, проведенные Екатериной II позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя центрального органа управления полицией в это время ещё создано не было. Он появился только в 1802 г., когда было создано Александром I Министерство внутренних дел Российской Империи.

Статью подготовила РЕМНЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ‒ лектор-экскурсовод Экспозиции (постоянно действующей) Культурного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, кандидат исторических наук, доцент

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.