«Россия и сегодня нуждается в таких людях…»

15 февраля – День памяти о воинах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества — «День интернационалиста». Этот день утвержден Федеральным законом № 320-Ф3 «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О Днях воинской славы и памятных датах России», подписанным Президентом РФ 29 ноября 2010 года.

Именно 15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана, что ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской войны, которая длилась девять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан.

Первыми сотрудниками Ленинградской милиции, которые выполняли интернациональный долг по защите южных рубежей СССР на территории Афганистана, были бойцы отряда специального назначения «Кобальт», прибывшие в Афганистан в августе 1980 года.

Основные задачи отряда «Кобальт» — сбор разведданных, борьба с бандформированиями, оказание практической помощи в формировании и обучении сотрудников подразделений народной милиции Афганистана.

Общий состав отряда специального назначения «Кобальт» 600 человек после выполнения поставленных задач весной 1983 года был выведен на территорию СССР и расформирован.

Все командированные сотрудники Ленинградской милиции с честью выполнили интернациональный долг. За проявленное мужество и воинскую доблесть Указом от 28 декабря 1988 года были награждены Грамотой Президиума Верховного Совета СССР с вручением нагрудного знака «Воин интернационалист». Указом Президента Афганистана от 15 мая 1988 года награждены медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа».

Офицером отряда «Кобальт» был Михаил Иванович Исаков (1946-2019), впоследствии заместитель начальника Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте, полковник милиции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1980 года ему присвоено звание «Герой Советского Союза».

М.И. Исаков

Михаил Иванович Исаков вспоминал: «Основной нашей задачей было налаживание агентурной работы и выявление формирований бандгрупп для выведения их под армейские удары. Армия не может этим заниматься, специфика другая… Мы занимались агентурной работой. Если информацию нельзя было получить за деньги, ее можно было получить за большие деньги. Мы учитывали специфику участка и с подчеркнутым уважением относились к местным традициям и религиозным особенностям страны. Так, был случай, когда мы получили серьезные разведывательные возможности, освободив сына муллы…

Михаил Иванович Исаков вспоминал: «Основной нашей задачей было налаживание агентурной работы и выявление формирований бандгрупп для выведения их под армейские удары. Армия не может этим заниматься, специфика другая… Мы занимались агентурной работой. Если информацию нельзя было получить за деньги, ее можно было получить за большие деньги. Мы учитывали специфику участка и с подчеркнутым уважением относились к местным традициям и религиозным особенностям страны. Так, был случай, когда мы получили серьезные разведывательные возможности, освободив сына муллы…

Первоначально армейские патрули относились к МВД-эшникам несколько небрежно, но через месяц стали искать контакты с нами. Работать начали, пошла информация, и любой комбат был заинтересован в том, чтобы выполнить задачу и избежать потерь при помощи добытых нами разведданных. Стали формироваться отношения: стали ходить друг к другу в гости, отмечали вместе праздники».

Группы сотрудников Ленинградской милиции неоднократно выезжали в длительные командировки в Афганистан. Одна из таких групп была отправлена по приказу начальника ГУВД Леноблгорисполкомов от 11 марта 1984 года. В ее составе находился Леонид Арсеньевич Пинчук, впоследствии генерал-майор, начальник 5-го управления уголовного розыска МВД СССР, замначальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Л.А. Пинчук

Леонид Арсеньевич первоначально служил в Кабуле, затем в провинции Баглан, а с 14 мая 1984 года – старшим советником при командовании Царандоя – народной милиции Афганистана.

Он вспоминает: «На территории провинции Тахар базировалось около 42 бандформирований общей численностью свыше 39 тыс. человек… У мятежников на вооружении автоматы китайского, египетского и израильского производства, крупнокалиберные пулеметы и зенитные установки китайского производства, мины итальянского, а затем японского производства, оптические прицелы и радиостанции, работающие через спутники, одежда, обувь, спальные мешки из Ирана и ФРГ. Как правило, душманы проходили подготовку в Пакистане, где их обучали американские и китайские советники. В каждой крупной банде находились советники и врачи из Франции, ФРГ, Англии и США.

Борьбу с бандформированиями, кроме царандоевцев, вели две мотоманевренные группы пограничных войск СССР. У меня с офицерами погранвойск сложились деловые и дружеские отношения. Мы делились оперативной информацией, проводили совместно различные боевые операции по защите нашей границы. Уничтожали мы и посевы мака, конопли, лаборатории по изготовлению наркотиков. Офицеры и солдаты-пограничники исключительно порядочные, отважные, отзывчивые люди, и я горжусь тем, что среди них приобрел много хороших друзей, с которыми поддерживаю отношения по сегодняшний день».

В длительной командировке в Афганистане в 1985-1987 годах, был и Вениамин Григорьевич Петухов, впоследствии начальник ГУВД СПБ и ЛО (1999-2002), генерал-лейтенант милиции (с 2001).

В.Г. Петухов

В Афганистане В. Г. Петухов служил советником от МВД СССР при Царандое. Первое время — на севере страны, в приграничной провинции Фарьяб, а спустя семь месяцев был переведен в Кабул в представительство при Министерстве внутренних дел Демократической Республики Афганистан.

Вениамин Григорьевич рассказывал журналистам: «Я как раз попал в момент смены власти: с президентского поста ушел Кармаль и пришел Наджибулла… Мы обеспечивали безопасность Кабульской провинции и постоянно ездили в командировки. Так что на самолетах, вертолетах и бронетранспортерах я изъездил фактически весь Афганистан… Я ходил в боевые операции и могу сказать, что в кишлаках работали очень гуманно. Естественно, были ситуации, когда мы заходили в поселок, а там из одного дома начиналась минометная стрельба, из другого начинали долбить из гранатометов. Разумеется, этот дом уничтожали. Но это война. Такого, чтобы стирали с земли целый кишлак, никогда не было…

Мы ушли оттуда, и кто пришел? Американцы. Только если мы выступали как созидатели, то они – разрушители».

Одновременно с В. Г. Петуховым в Афганистане в должности оперативного сотрудника по спецработе в советническом аппарате при командовании царандоя провинции Кабул служил майор милиции Сергей Федорович Сидоренко, впоследствии генерал-майор милиции, стоявший у истоков создания службы РУБОП в Ленинграде и Северо-Западном регионе России и руководивший ею в течение десяти лет.

С.Ф. Сидоренко

Сергей Федорович пишет: «О проведении спецопераций, спецакций, оперативных комбинаций, диверсионных актов в условиях афганской войны сказано еще очень и очень мало. Разве что приоткрыта завеса над операцией по взятию «Дворца Амина»…

Чего стоит признание американской стороны в том, что вербовка Бен Ладана имела целью ведение борьбы, в том числе с помощью террора, с Советами, точнее, с угрозой, якобы исходящей от СССР в Афганистане. Осмелюсь высказать (далеко не новую) мысль, которая тревожит в настоящее время многие умы, в связи с все большим нарастанием терроризма и экстремизма, что в подготовке больших и малых «Бен Ладанов», а, следовательно, в разрастании террористической угрозы прямая вина спецслужб всех без исключений стран и не только в военное время. Это они их находят, обучают, наставляют, лелеют. А выпустив «Джина из бутылки», мир получил то, что должен был получить. Конечно, терроризм – не только подготовленные специалисты, в самом этом понятии еще много других составляющих, да и родом террор из седой старины, взять хотя бы бомбистов…

В свете тех далеких афганских событий мы, советники МВД СССР, также готовили сотрудников царандоя к проведению различных мероприятий на основе получаемой разведывательной информации.

Акции эти имели целью подорвать боеспособность моджахетов (непримиримых противников народной власти в ДРА), организовать в их рядах беспорядки, породить недоверие друг к другу, скомпрометировать и даже создать боестолкновения между бандитами, в некоторых случаях вывести из строя (попросту – ликвидировать) особо непримиримых командиров и т.д. Понятно, что такие мероприятия требовали большой подготовительной работы…»

Генерал-лейтенант (в отставке) Петухов В.Г., полковник милиции (в отставке) Дудин В.В., генерал-майор (в отставке) Пинчук Л.А.

Президент России В. В. Путин в одном из своих выступлений перед воинами-интернационалистами сказал: «Через афганскую войну прошло более полумиллиона советских солдат и офицеров… В афганскую войну было испытано все, все, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши «афганцы»: им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья и трудностей…

Хочу искренне поблагодарить всех. Всех, кто прошел Афганистан, всех, кто не сломался, кто смог подняться, «встать на ноги» уже в гражданской жизни. Россия и сегодня нуждается в таких людях, которые умеют преодолевать трудности, решать самые сложные задачи».

Оружие, изъятое у моджахедов

Материал подготовила:
к.и.н., Л.А. Сафронова (методист Экспозиции Культурного центр)

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.