Ленинградская милиция в 1944 году

Жители города на Неве, как и ленинградская милиция до сих пор помнят 27 января 1944 года, как праздник, день всеобщего ликования, завершившийся вечером феерическим салютом. И не было ему равных. В этот день закончились страшные 872 дня блокады города в результате успешно-проведенной Ленинградско-Новгородской наступательной операции советских войск, враг был отброшен от Ленинграда на 60‒100 км, от Новгорода – на 50‒60 км.


Победный салют 27.01.1944 г. Ленинградцы на Суворовской площади смотрят салют в ознаменование снятия блокады. 27 января 1944 года. Фото В. Федосеева
Салют 27.01.1944 г. Фото Д. Трахтенберг

Юрий Воронов, школьник блокадной поры, впоследствии ставший поэтом, напишет:

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Их радость велика,
Но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол Ленинграда не поднялось.

На Невском проспекте 27 января 1944 г.

В течении блокады Ленинграда умерли от голода и истощения, погибли при исполнении служебного долга более 1200 сотрудников милиции. У тех, кто выжил, дел не убавилось, несмотря на то, что голод, обстрелы и бомбежки остались в прошлом. Резкий рост численности населения города, нарушение административных и уголовных норм советского законодательства, организованная преступность, разрушенные дома и даже целые кварталы города – вот не полный список проблем, которые необходимо было оперативно решать милиции.

Возвращение жителей Ленинграда и приезд граждан рабочих профессий на промышленные предприятия позволили увеличить численность населения. В мае 1944 года начальник управления Народного комиссариата внутренних дел (далее УНКВД) B. C. Шикторов информировал председателя Исполкома Ленгорсовета П. С. Попкова об увеличении числа людей пытавшихся незаконно въехать в Ленинград. За первый квартал 1944 года на железной дороге было задержано 12728 человек с неправильно оформленными документами либо вовсе не имевших разрешения на въезд в Ленинград, а за один только апрель ‒ 13175 человек.

Для выявления преступного элемента и лиц незаконно прибывших в город сотрудники милиции в течение года провели 1249 массовых проверок документов на улицах и в местах культурного досуга и таким образом охватили 415 тысяч человек. Сотрудники ведомственных паспортных столов, учрежденных на оборонных заводах, проверили документы у 172844 человек.

Проверка документов на одной из застав Кировского района блокадного Ленинграда

Не прекращалась специальная подготовка личного состава милиции по программе местной противовоздушной обороны (далее МПВО). К ней привлекли и помощников милиции: дворников, бойцов групп самозащиты, ночных сторожей и управхозов. Из них за год прошли подготовку 177566 человек.

Радость победы несколько расхолодила жителей. Многие прекратили соблюдать правила светомаскировки и милиция привлекла за это к ответственности 5940 нарушителей. А за несоблюдение графика дежурств у домов еще 1811 человек.

Деятельность наружной службы затруднял некомплект рядового состава милиции в 547 человек. На конец 1944 года городские посты обеспечены были только на 82 %. Поэтому в охране общественного порядка задействовали 137 пеших и конных патрулей, 34 ночные заставы и контрольно-пропускные пункты, 475 участковых уполномоченных совершавших обходы вверенных им территорий. Сотрудникам помогали бригады помощи милиции – 1250 человек, ночные сторожа – 2288, и бойцы самозащиты, заступавшие на 2086 дневных и 1823 ночных постов.

К ответственности за нарушение общественного порядка было привлечено 187320 человек, большинство – за несоблюдение правил уличного движения и оставление детей без надзора. Например, в марте сотрудники милиции задержали 173 безнадзорных ребенка, некоторых задерживали по два-три раза.  Из этих юных нарушителей 150 катались на подножке трамвая, 3 – на его буфере,  2 – выпрыгивали из вагона по ходу движения, 2 – бегали за едущим трамваем. Четыре подростка были задержаны за сбор боеприпасов на Московском шоссе и столько же в запретной зоне за тем же занятием.

Специальная группа инспекторов Управления городской милиции. 1944 г. Фото Г. Чертова

Из задержанных за 1944 год ‒ 54341 несовершеннолетних преступников безнадзорными были 52450, беспризорными – 1891. В основном подростки занимались кражами. Экономические трудности толкнули на преступления инвалидов войны, «поживиться» хотели и военнослужащие тыловых частей. Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска составляла 73,3 %.

Сотрудники ОУР Управления милиции г. Ленинграда. 1944 г.

В октябре 1943 года в доме № 22 по Кирилловской улице с целью ограбления была убита официантка столовой Зинаида Наумова (18 лет). В феврале 1944 года в доме № 24 по Глухой улице с той же целью убили работницу совхоза «Красный Октябрь» Анастасию Махину (56 лет). Почерк убийства указывал, преступления совершены одними и теми же лицами. Проверка связей потерпевших не дала положительных результатов, но следствием установили, Махину в день убийства посетили два неизвестных военнослужащих, и сотрудники уголовного розыска приступили к работе с военнослужащими, задержанными за самовольные отлучки из частей. 24 февраля 1944 года арестовали группу воров, состоявшую из дезертиров, совершивших около 20 квартирных краж. Среди этих воров и выявили убийц женщин. Один из них ‒ уроженец Иркутска, имевший к тому моменту уже три судимости за кражи. Другой – уроженец Ленинграда, также имел судимость. Обоим было по 23 года.

Сотрудники ОБХСС особое внимание обращали на систему городского хозяйства: торговую сеть, общественное питание, пищевую и легкую промышленность, складские помещения. Ими было возбуждено сотни уголовных дел из которых в системе государственной торговли – 182, в системе общепита – 188. Хищениями и финансовыми махинациями работники названных выше отраслей причинили ущерб государству на сумму 3024229 рублей. Его возместили изъятием и сдачей в доход государства похищенного и незаконно приобретенного теми лицами имущества на сумму 4270500 рублей, включая 13 кг золотых изделий, 252 золотых часов, бриллианты – 457 карат, жемчуг – 337 карат и т.д.

Выезд сотрудников ОБХСС на предприятия и склады с целью проверки сигналов о нарушениях в оформлении финансовых документов позволил вскрыть не оприходованные по бухгалтерии излишки продуктов: 12331 кг сухофруктов, 730 кг муки и 400 кг сахара; недостача выразилась в 3212 кг риса, 2690 кг пшена и 251 кг гороха.

Сотрудниками ОБХСС были выявлены и валютно-спекулятивные группы, одна из них в количестве шести человек – бывших владельцев часовых и ювелирных магазинов во главе с Дейчем. Они скупали и перепродавали иностранную валюту, бриллианты, царскую золотую чеканку, золото и другие ценности. При аресте у членов этой группы изъято 5415 рублей золотыми монетами царской чеканки, 666 бриллиантов разной величины, 3 кг золота в слитках и др. Всего на сумму 4 млн. рублей.

Кропотливая, часто сопряженная с опасностью милицейская служба не освобождала сотрудников от общественных работ. Когда летом 1944 года в Ленинграде приступили к интенсивному восстановлению разрушенного войной жилого фонда и коммунального хозяйства, каждый сотрудник милиции ежемесячно в неслужебное время 30 часов работал на восстановлении города.

Эксперты ленинградской милиции на восстановительных работах
Разбор завалов на улицах Ленинграда. 1944 г.

Когда в апреле 1944 года начальник УМ УНКВД г. Ленинграда комиссар 2-го ранга Е. С. Грушко, получив новое назначение, отбыл на Западную Украину для борьбы с бандеровцами, Управление ленинградской милиции возглавил генерал-лейтенант Г. А. Степанов.

Степанов Г.А.

Григорий Алексеевич Степанов (1897-1963), уроженец Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, участник Первой мировой, гражданской, советско-финской войн. Во время Великой Отечественной войны с 26 июня 1941 года – начальник войск НКВД по охране тыла Северного (с 23 августа Ленинградского) фронта, с 30 августа – командующий внутренней обороной и начальник Ленинградского гарнизона, с апреля 1943 года – вновь начальник войск НКВД пол охране тыла Ленинградского фронта. В октябре 1944 года возглавил Управление пограничных войск НКВД Ленинградского округа.

13 июня генерал-лейтенант Г. А. Степанов обратился к председателю Ленгорсовета П. С. Попкову о необходимости «особенно усилить работу по предупреждению уличного травматизма», в связи с прибытием в Ленинград большого количества людей из разных городов страны. Он просит дать указание начальнику Управления издательства и полиграфии Ленгорисполкома на выпуск «в кратчайшие сроки» плакатов и брошюр по популяризации правил уличного движения. И конкретизирует: для детей – это брошюра Сергея Михалкова  «Про одного мальчика» и красочные плакаты: «Опасно играть на мостовой» и «Играть на мостовой опасно».

Плакат «Опасно играть на мостовой»

Для населения – три  красочных плаката: «Прыгая в трамвай, рискуешь жизнью»,  «Переходи улицу только на перекрестке», «Не прыгай на ходу в трамвай». Для водителей – шесть текстовых плакатов.

Плакат о правилах уличного движения

Плакаты издали большим тиражом и в первый осенний месяц распространили в учебных заведениях, фойе кинотеатров и домохозяйствах во время разъяснительных бесед по правилам уличного движения. В тот год такими беседами было охвачено  116926 человек.

Иванов И.И.

С июля 1944 года управление милиции УНКВД  г. Ленинграда возглавлял комиссар госбезопасности Иона Иванович Иванов (1900-1966), уроженец Старицкого уезда Тверской губернии, ставший прототипом начальника Ленинградской милиции Дмитрия Морозова из телесериала «Ленинград-46».

Он, как и его предшественник Г. А. Степанов, отмечает усиление уличного движения. Действительно, с конца января по городу курсировало свыше 500 трамвайных вагонов, в мае открылось троллейбусное движение, в августе – автобусное. И. И. Иванов был обеспокоен низкой дисциплиной военных водителей. В июле из общего количества дорожно-транспортных происшествий,  ими совершено 74,6% наездов, в августе —  69,3%, в сентябре – 75%. Так, 4 сентября в 23.00 на Литейном проспекте грузовой автомашиной под управлением пьяного шофера 13-й Воздушной армии был сбит 13-летний подросток. Шофер пытался скрыться, но был задержан сотрудником ГАИ.

Новый трамвайный маршрут № 2. Остановка — угол улицы Плеханова и Невского проспекта. 2 июня 1944 г. Фото В. Федосеева

Значительно увеличилось и количество нарушений со стороны водителей гражданского ведомства.  Например, 26 августа в 23.00 шофер штаба МПВО г. Ленинграда в зоне трамвайной остановки на Невском проспекте сбил трех человек, а в десятом часу вечера 9 сентября, не имевший водительских прав работник конторы 6-го Монтажного треста, управляя грузовой автомашиной, проезжая с повышенной скоростью в зоне трамвайной остановки, сбил пять человек.

Серьезные нарекания были к водителям трамвая, допускавшим переполнение вагонов, посадку и высадку пассажиров во время движения, проезд на подножках. Количество происшествий на трамвайных путях также возросло: 52 – в июле, 67 – в августе, 31 – только за 15 дней сентября. За этот же период на трамвайных путях пострадали 158 человек; из них 34 скончались, 88 получили тяжелые травмы.

Из-за отсутствия должного надзора со стороны родителей и воспитательной работы в школах за те же  2,5 месяца на трамвайных путях погибли 16 детей, тяжело травмированы 72 .

По распоряжению И. И. Иванова на главных городских магистралях сотрудники Госавтоинспекции стали через громкоговорящую установку М-1 обращаться к населению с призывами о соблюдении правил уличного движения.  Эти правила передавали и по городской радиотрансляционной сети.

В ноябре 1944 года  Исполком Ленгорсовета принял решение «Об укреплении дисциплины уличного движения», предложив Госавтоинспекции пересмотреть расположение троллейбусных остановок с целью большего удаления их от трамвайных.

Бойцы МПВО восстанавливают знаки уличного движения. Март 1944 г. Фото Р. Мезелева

На начало 1945 года в городе в два раза увеличилось число светофоров (их стало 80), установили 1200 дорожных указателей, что было весьма нелегким делом. Еще 26 сентября И. И. Иванов сообщал в Исполком Ленгорсовета, что «до сего времени Управление милиции не может сделать заказ на изготовление указателей «Переход», так как уполномоченный промкооперации по г. Ленинграду тов. Никитин ссылается на отсутствие железа, а надо срочно изготовить 2500 штук указателей». Городские власти помогли, и заказ Управления милиции, хотя и не полностью, был принят к исполнению.

И. И. Иванов также обратился в Смольный с просьбой запретить движение грузового транспорта по главным городским улицам и обязать Ленжилуправление срочно привести в порядок освещение на фасадах домов. Все это свидетельствовало, что в Ленинграде наступила мирная, созидательная жизнь, и все верили, грядущий 1945 год станет годом Победы для всей страны.

Сотрудники милиции на Дворцовой площади. Ленинград. 1944 г.

САФРОНОВА Любовь Анатольевна
лектор-экскурсовод Экспозиции (постоянно действующей)
КЦ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Один комментарий на “Ленинградская милиция в 1944 году

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.