Полиция в Рождественские дни

Пост, кутья, сочельник, вертеп, ясли, святки, колядники… Наши современники таких слов почти не употребляют, однако они были неразрывными символами и в тоже время традицией празднования Рождества Христова в истории России. Есть множество упоминаний, как праздновали его представители всех сословий, в разные исторические эпохи. Но мы почти не встречаем свидетельств о том, как его отмечали наши предшественники ‒ сотрудники дореволюционной полиции. А вместе с тем, праздник имеет богатую историю.

Рождеству предшествовал сорокадневный пост, сопровождающийся с одной стороны тяжелой духовной работой каждого христианина над своей душой, а с другой стороны наведением порядков в домах, на улицах и площадях, в общем во всем государстве. Подготовительный период заканчивался сочельником ‒ кануном Рождества. В этот день до появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с каши ‒ кутьи (другое название сочиво), которую варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы. В нее добавляли мед, изюм, орехи, семечки и поливали маковым, миндальным или другим семянным соком (сочивом), который называли молоком. Вечером, на трапезу собирались большими семьями. На столе расстилали сено, покрывали скатертью и ставили по центру кутью и другие яства. Сено ‒ символизировало место рождение Иисуса Христа в яслях, а зерна каши символизировали начало вечной жизни, которую даровал своим рождением Христос.

В ночь на Рождество, люди шли в храмы на праздничные службы, после которых начиналась череда праздничных дней ‒ святочных гуляний, завершающихся Крещением Господним.

Святки проходили особенно пышно. Они сопровождались шумными и веселыми застольями, подарками. На площадях и улицах или возле храмов можно было встретить вертепный театр (кукольный рождественский театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик) в котором давали спектакли о рождении Христа. Празднично одетые люди, дети и церковные служители ходили по домам и распевали колядки.

Колядки – это песенный рождественский рассказ о величайшем событии в истории мира о той ночи, когда родился Христос. Это радостный крик души верующего человека. Колядующие вместе с песнями приносят в дом особую атмосферу праздничного веселья.

У колядок есть одна особенность. Тот, кто их поет, рассчитывает «за колядки получить шоколадки». Для тех, кто слушает, это прекрасная возможность проявить щедрость, отблагодарить веселых певцов и порадоваться вместе с ними.

На полотнах картин Леонида Ивановича Соломаткина, которые долгие годы выставлялись в «Музее столичной полиции» до революции, мы видим, что в качестве колядников присутствуют городовые полиции. Его первая картина «Славильщики городовые» имела небывалый успех на выставке в 1864 г. Она принесла автору славу, первую серебряную медаль и материальное вознаграждение. Промышленник и меценат, основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков назвал ее «прелестной» и желал картину приобрести. В последующие годы автор неоднократно возвращался к этому сюжету («Славильщики городовые» 1867 г., «Городовые – христославы» 1872 г., «Славильщики» 1872 г. и еще две картины «Славильщики» предположительно 1872‒1873 гг.).

На всех вышеуказанных полотнах сюжет одинаков: трое нижних чинов полиции явились на праздник Рождества Христова в один из богатых домов города с праздничным пением колядок. Роли между персонажами разделены так, что зрителю нетрудно угадать голос каждого из героев ‒ бас он или тенор. Надо полагать, что Л. И. Соломаткин сам обладал хорошим слухом, поскольку точно изображал на многочисленных картинах поющих людей.

Сюжет картин, который выбрал Л. И. Соломаткин был достаточно необычен для тех лет. Поскольку полиция в дореволюционной России, а также в настоящее время, по праздникам чаще всего усиленно несет службу. А это значит, что отдыхать некогда, от нее зависит спокойствие и безопасность, а в этом деле не может быть выходных дней. «Истинный полицейский служака всегда удовольствуется двумя-тремя часами, проведенными в праздничной обстановке, на лоне домашнего очага, а затем его самого инстинктивно и неудержимо тянет на улицу…, в обход своего участка…». И только те, кто закончил свою службу, мог как и вся страна отдохнуть.

Вот и на картинах «Славильщики», городовые в своей праздничной форме (видимо в перерыве или после службы), решили тоже свой радостный крик души верующего человека преподнести жителям города, порадовать людей как умеют, прославить Бога колядками.

Добавить комментарий


После нажатия кнопки "Опубликовать"
Ваш комментарий будет направлен на модерацию.